∑ История советского танкостроения в статье про танки СССР.
ТАНКИ СССР
История советских танков
До появления танков в армии уже использовали бронированную технику, например, бронеавтомобили и бронепоезда. Однако эти машины были довольно ограниченными в применении. Первым не хватало проходимости даже в том случае, если они имели комбинированную колёсно-гусеничную ходовую часть, а вторые были намертво привязаны к железным дорогам. Необходимость создания бронированной самоходной боевой машины повышенной проходимости понимали военные каждой из ведущих держав Европы.
Российская империя исключением не была. В начале ХХ века здесь тоже изобретали танки. Даже тем, кто достаточно поверхностно интересуется историей бронетехники, хорошо известны такие проекты как "Вездеход" Пороховщикова, "Царь-танк" Лебеденко или сверхтяжёлый танк Владимира Менделеева. А были ещё и другие проекты: танк Гюнтера Бурштыня, "Наземный броненосец" Демьяненко, "Броненосный трактор" Казанского. В общем, идей хватало - и вполне вменяемых, и откровенно ошибочных. Другое дело, что для их реализации уже не было времени. В 1917 году в России случилось две революции, после чего стране, прямо скажем, стало не до танков.
Но ненадолго. В августе 1919 года Совнарком и Совет военной промышленности РСФСР приняли решение организовать на заводе "Красное Сормово" в Нижнем Новгороде выпуск танков Renault FT. С этого времени начинается история танкостроительной отрасли Советского Союза.
История Советского Танкостроения
Советская версия танка "Рено" не была стопроцентной копией своего французского прототипа. Когда образец прибыл на завод, выяснилось, что некоторые детали до места назначения не доехали. Самым неприятным сюрпризом для инженеров стало то, что в числе пропавших узлов оказалась коробка передач. Инженеры завода, возглавляемые Н.И. Хрулёвым и П.И. Салтановым, были вынуждены собственными силами решать задачу по проектированию утерянных частей. Их работа была удачной, и в 1920 году со сборочной линии сошёл самый первый советский танк "Борец за свободу товарищ Ленин".
Русских "Рено" было выпущено всего 15 экземпляров. На большее не хватало промышленного ресурса. В то время СССР был ещё довольно отсталым с индустриальной точки зрения государством, и нужно было приложить немало усилий, чтобы изменить ситуацию.
История Советского Танкостроения
На начальном этапе работы планировалось конструирование трёх типов танка: тяжёлой машины прорыва, маневренного танка для подвижных соединений и малого для поддержки пехоты. В октябре 1925 года, после совещания по проблемам танкового строительства в Мобилизационно-плановом управлении РККА, работы над тяжёлым танком практически остановили.
"Малый" танк появился в металле уже в 1927 году. Он всё ещё очень напоминал "Рено русский", однако в конструкции появился также ряд заимствований от итальянской машины "Фиат 3000". Новый советский танк, собранный на заводе "Большевик" в Ленинграде, получил индекс Т-16 и отправился на испытания в марте. Выяснилось, что машина имеет много недостатков ходовой части и силовой установки. До лета шли доработки, и после государственных испытаний 11-17 июня 1927 года усовершенствованный танк, уже с новым индексом Т-18, был принят на вооружение Красной Армии под обозначением "Малый танк сопровождения образца 1927 года" (МС-1).
История Советского Танкостроения
Техническое задание на "маневренный" танк было сформулировано в ноябре – декабре 1927 года. Разработку поручили Орудийно-арсенальному тресту совместно с КБ Харьковского завода, которое открылось в октябре 1927 года. Трест к заданию отнёсся не слишком тепло, и большую часть работы постарался переложить на харьковчан, хотя опыта в проектировании бронетанковой техники у них ещё не было. В результате получилось примерно следующее. Москвичи должны были заниматься разработкой корпуса и башни, а харьковчане - трансмиссией и ходовой частью. Но так как москвичи рвения не проявляли, несколько сотрудников Харьковского завода отправились в столицу и работали вместе с ними.
Здесь уместно упомянуть, что начиная с октября 1928 года к конструкторскому бюро Харьковского завода присоединился молодой техник-чертёжник А.А. Морозов - будущий выдающийся танковый конструктор и дважды Герой Социалистического труда.
Т-12 проектировался с учётом опыта, накопленного при создании МС-1, а также с использованием идеи многоярусного расположения вооружения, которая в середине 20-х годов активно прорабатывалась американцами на опытных средних танках. На Т-12 предполагалось устанавливать две вращающиеся башни. В орудийной должно было находиться 45-мм орудие или 57-мм гаубица. В малой башне, располагавшейся на крыше пушечной, размещалась спаренная пулемётная установка калибра 7,62 мм.
Данная схема имела сразу три недостатка. Во-первых, при вращении главной башни неизбежно сбивался прицел малой. Во-вторых, из-за двухъярусной компоновки высота машины составляла почти три метра, что даже по тем временам было для танка многовато.
Постройка опытного Т-12 велась с 13 октября 1928 по 15 октября 1929 года. Официальная приёмка прототипа состоялась в феврале 1930 года, а первый этап испытаний начался в апреле.
История Советского Танкостроения
Как и в случае с МС-1, первые испытания показали серьёзные недостатки двигателя и ходовой части. После их устранения танк продемонстрировали комиссии, возглавляемой К.Е. Ворошиловым, И.А. Халепским и Г.Г. Бокисом. Тут машина показала себя неплохо, однако конструкторам поручили произвести доработку Т-12.
Доводка машины была по сути глубокой модернизацией. КБ ХПЗ (Харьковского паровозного завода) полностью переработало расположение внутренних модулей, изменило конструкцию башни, добилось увеличения запаса хода. Модернизированный танк, получивший индекс Т-24, был принят на вооружение РККА в августе 1930 года, однако наладить его массовое производство не удалось по причинам технического и экономического характера. В войска поступило всего 25 экземпляров Т-24. Они не принимали участие в боевых действиях и применялись только в качестве учебных. Уже в 1931 году КБ Харьковского завода переключилось на работы по проектированию колёсно-гусеничных танков серии БТ. Из-за этого конструкторское бюро покинул его начальник, не согласный с таким изменением вектора деятельности. Вскоре после этого Т-24 был окончательно исключён из производственных планов.
К 30-м годам ХХ века отношения СССР и Европы более-менее нормализовались. Молодое социалистическое государство, разумеется, по-прежнему воспринимали с прохладцей, однако в краткосрочной перспективе агрессивных планов против него пока никто не строил. Но в 1933 году прозвенел тревожный звонок: пост рейхсканцлера Германии занял глава НСДАП Адольф Гитлер, отличавшийся весьма радикальными взглядами на государственную политику. И когда в 1934 году умер германский президент Гинденбург, а Гитлер был избран главой страны, всем мало-мальски здравомыслящим людям стало понятно, что новая война в Европе неизбежна.
На противоположном краю Союза обстановка также обострилась. Япония, принявшая в 1927 году "Политическую программу в отношении Китая", прямым текстом декларировала, что Монголия и Маньчжурия входят в её сферу интересов. Для того чтобы в полной мере осуществить замыслы милитаристской правящей верхушки, Стране восходящего солнца требовалось нанести военное поражение СССР.
В 1932 году Маньчжурия была захвачена японцами, которые создали на её территории марионеточное государство Маньчжоу-го, которое должно было стать "стартовой площадкой" для начала военных действий против Советского Союза.
В сложившейся ситуации вопрос технического переоснащения Красной Армии нужно было решать как можно быстрее. Для этого требовалось ударными темпами развивать промышленную базу страны и, разумеется, работать над созданием новых образцов вооружения, в том числе танков.
В конце 1929 года коллегия Главного управления военной промышленности пришла к выводу, что для полноценного решения вопроса обеспечения РККА военной техникой, соответствующей требованиям времени, необходимо воспользоваться зарубежным опытом в данной сфере. Была создана специальная закупочная комиссия под руководством начальника Управления механизации и моторизации РККА И. Халепского и начальника инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга.
В США комиссия вначале обратила внимание на разработки компании Cunningham, но оказалось, что эти машины не соответствуют требованиям РККА. И тогда советские делегаты заинтересовались колёсно-гусеничными машинами выдающегося американского инженера Уолтера Дж. Кристи.
Продолжение следует!